Рассчитайте стоимость AIRNANNY под ваши параметры Подробнее

Как вырастить самостоятельного ребенка

Каждому родителю нужно понимать, что воспитание самостоятельного ребенка – это трудоемкий процесс, который требует ежедневного выполнения ряда действий. Но, помогая детям стать независимыми, можно сделать значительный вклад в их успешность. Она затрагивает все области жизнедеятельности, благоприятно отражается на самооценке ребенка, повышает вероятность его самореализации, полноценного устройства личной жизни, финансового благополучия. Самостоятельность формируется в раннем детском возрасте, что подчеркивает важность участия в ее формировании родителей ребенка. 

воспитываем самостоятельность у ребенка

 

Чем можно помешать в развитии самостоятельности

 

В первый год жизни у детей еще нет задатков к самостоятельности. Этот поведенческий фактор проявляется немного позже. 
Первичные самостоятельные решения ребенка наблюдаются примерно в возрасте 3 лет, когда меняют предпочтения в питании.  По мере взросления спектр потребностей постепенно расширяется, ребенок интегрируется в социум, являясь его частью. Если дети не учатся самостоятельности в дошкольном возрасте, впоследствии это негативно отразится на самооценке, создаст трудности с построением отношений. Поэтому взрослым нужно заниматься правильным воспитанием ребенка уже с того момента, как он начинает выполнять первые шаги, обучается элементарным действиям. 

Занимаясь воспитанием детей, некоторые родители допускают ошибки, и тем самым снижают вероятность формирования зрелой, целостной личности. Поэтому вырастает безответственный и неуверенный в себе ребенок: он не проявляет инициативу, не может реализовать себя в жизни. 

Тактика, которой придерживаются родители, и вредят тем самым детям:

Самостоятельность – это признак взросления: наблюдая у детей задатки к независимости (пусть даже в элементарных вопросах), не нужно пресекать инициативу либо подвергать действия критике. 

 

Как развить самостоятельность, советы родителям 

 

Чтобы воспитать ребенка самостоятельным и ответственным человеком, нужно пересмотреть психолого-педагогический подход.  Специалисты считают, что умение быть самостоятельным – не наследуется от родителей, а служит результатом их правильного воспитания. 

Организация самостоятельной деятельности детей предполагает:

1.    Учить, а не критиковать. Когда каждое действие ребенка сопровождается нравоучениями, агрессией, он перестает выполнять сам даже то, что на самом деле у него хорошо получается. В этом случае дети оставляют возможность выполнения определенных действий другим людям, чтобы в очередной раз не столкнуться с критикой. Такое поведение делает их безответственными, безынициативными. Чтобы не выстраивать дистанцию между собой и детьми, нужно объяснять им особенности выполнения тех или иных занятий и предупреждать, какие ошибки потенциально могут возникнуть на каждом из этапов их осуществления. Когда дети осознают, что их предостерегают от возможных неприятностей, они ощущают себя защищенными, а отношения между родителями и ребенком становятся более доверительными. 
2.    Давать право на ошибку. Родителям нужно понимать, что в течение жизни ребенка будет сопровождать череда ситуаций разного уровня сложностей. И, оказавшись в затруднительном положении или ситуации, требующей принятия важного решения, он не должен бояться делать выбор. 
3.    Учитывать возраст. Предъявляя к ребенку завышенные требования, можно столкнуться с неизбежной чередой конфликтов. Родителям следует осознавать, что от детей дошкольного возраста не стоит ожидать навыков, которыми владеют подростки. Немаловажное значение имеет детский темперамент, интроверт или экстраверт ли ребенок. 
4.    Не иронизировать. Почти во всех случаях дети воспринимают сарказм тяжело – в зависимости от возраста, такое отношение взрослых может воспринимать как агрессивно, так и меланхолически. Чтобы у ребенка образ родителей не отождествлялся с ролью насмешников, взрослые должны толерантно подходить к вопросу выражения замечаний, не подвергать иронии поведение или слова ребенка. Особенно, если какую-либо деятельность дети совершают впервые. Похвала и поддержка – эффективные инструменты, применяемые для построения доверительных отношений в семье. 
5.    Не брать инициативу за организацию досуга. Чтобы определить, самостоятельный ли ребенок, нужно спросить у него, как он обычно проводит время. Это могут быть подвижные игры, творческие занятие или иные виды деятельности – индивидуальные или групповые. Ребенок, который хочет справиться со скукой, может играть даже самостоятельно. Взрослым не нужно всецело брать на себя ответственность за организацию детского досуга. Особенно, перенасыщать повседневность ребенка, тем самым, отнимая у него детство. 
6.    Поручить отдельное занятие, связанное с бытом. Формирование у детей независимости нужно начинать с того, чтобы доверить ребенку элементарную домашнюю обязанность. Важно, чтобы она не была в тягость и давала ощущение важности. Принимая участие, например, в поддержании порядка, дети чувствуют себя значимыми, высоко оценивают свой вклад, повышают самооценку. 
7.    Не переходить границы ребенка, как личности. Родителям важно помогать в принятии решения, но не делать это вместо ребенка в каждой ситуации, когда важно учитывать именно его мнение. Чтобы сформировать личность, взрослым не нужно вынуждать детей дружить с конкретными сверстниками, навязывать свое видение того, кого приглашать на праздник. Ребенок должен понимать, что существует некая условная территория, ответственность за которую несет именно он. 
8.    Спрашивать совет. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт и объективную оценку происходящего, необязательно следовать рекомендациям детей. Но, спрашивая их совета в отношении того или иного вопроса, можно подчеркнуть значимость ребенка, мотивировать его к принятию решения, понять его психоэмоциональное состояние.  
9.    Мотивировать к познанию нового. Иногда, чтобы не допустить ошибок, дети отказываются от изучения новых для себя вещей, действий. Чтобы построить доверительные отношения и повысить самооценку ребенка, нужно объяснить, что новый опыт не всегда отождествляется с неудачами. Важно донести до него, что от ребенка не откажутся и не отвернутся, даже если конкретное действие завершится неудачно (например, участие в конкурсе, соревнованиях). Кроме остальных положительных аспектов, такая тактика родителей будет вдохновлять ребенка к совершенствованию умений. 
10.    Не усердствовать с контролем. Пристальное отслеживание выполнения домашнего задания, круга общения ребенка и остальных аспектов его жизни не оставляет ему выбора для проявления самостоятельности. Такие дети чувствуют себя подконтрольными, не имеющими права выбора, что негативно отражается на их самооценке и повышает риск формирования безответственности. Намного важнее научить правильному выбору друзей, обратить внимание на то, какими качествами должен обладать хороший человек.  

Самостоятельность и одиночество – не тождественные понятия. В процессе воспитания родителям важно донести до понимания ребенка: принимая решения сам, он не лишен поддержки с их стороны, и всегда может рассчитывать на мудрый совет и своевременную помощь. 

Детская самостоятельность – состояние, при котором ребенок один принимает решение в том или ином вопросе. Эта черта характера способствует формированию самодостаточности, независимости, уверенности в себе и адекватной самооценке, что в совокупности благоприятно отражается на адаптации ребенка к социуму и реализации в нем. 

© 2019-2020 AirNanny
Договор оферты Политика конфиденциальности